1.1. ЗАМЕНГОФ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЭСПЕРАНТО (4)

В апреле начались погромы. Они распространились на значительную часть территории России и длились больше года, вылившись в крупнейшие для того времени гонения на евреев. Примечателен тот факт, что эти зверства толпы сопровождались тайным или даже явным одобрением царских властей.
Среди евреев России потрясение, вызванное новым всплеском антисемитизма, было особенно глубоким потому, что политика убитого царя принесла им некоторые изменения к лучшему и породила большие надежды, прежде всего среди евреев, стремившихся к ассимиляции, на постепенное достижение равноправия. Теперь же, в 1881 г., российские евреи с болью осознали, что антисемитизм не уничтожен и что их попытки ассимилироваться с окружением наталкиваются на непреодолимые барьеры. Многих из них это привело к осознанию необходимости коллективного возрождения еврейства — к поиску решения еврейского вопроса не путем приспособления к враждебному окружению, а путем национального возрождения, которое вернет евреям собственную территорию. Начиная с зимы 1881/82 г. во многих городах России возникли группы, которые, называя себя «Ховевей Цион»[1], пропагандировали идею воссоздания еврейского государства в Палестине. Особенное влияние на это новое, раннесионистское движение оказала брошюра «Autoemancipation!» Леона Пинскера[2] — еврейского врача из Одессы, который до этого был горячим приверженцем «Хаскалы». В 1881 г., после краха своих надежд на дальнейший прогресс в направлении гармоничного сосуществования евреев и русских, он в корне изменил свою позицию и стал убеждать соплеменников, что спасение им может принести только взаимопомощь, национальная солидарность и возврат национальной территории[3].

[1] Друзья Сиона. Это движение называлось также «Хиббат Цион» («Любовь к Сиону»).
[2] Брошюра вышла на немецком языке в Берлине в сентябре 1882 г.
[3] Vital. P. 122–132.

Страницы раздела:
<1> <2> <3> <4> <5> <6>