ЗАКЛЮЧЕНИЕ(8)

Это в конечном итоге подводит нас к вопросу о том, насколько сегодня в мировой политике признается ценность личных взаимоотношений. В настоящее время эсперантистов преследуют лишь в редких случаях[1]. Но в мировом масштабе язык имеет лишь небольшое число приверженцев. Легитимность транснациональных организаций едва ли подвергается сомнениям, и ни одно правительство не осмеливается высказаться неодобрительно о таких целях, как мир и взаимопонимание между народами. Но мы все еще можем наблюдать, как национальной замкнутостью, помехами в поездках, запретами на контакты, идеологической опекой и односторонней культурной пропагандой возводятся барьеры, препятствующие желанию людей встречаться, вести диалог и расширять кругозор.

[1] В некоторых исламских государствах время от времени активизируется подозрительность по отношению к эсперанто из-за его еврейского происхождения. В феврале 1980 г. иракская газета «Саура» опубликовала большую статью, в которой движение эсперантистов было названо «скрытым лицом сионизма». Есть сведения, что в Ираке из-за «неприязни к интернационализму» эсперанто запрещен почти официально: Sennaciulo. 52. 1981. P. 27. См. также: 50. 1979. P. 75 (о преследованиях эсперантиста). В Иране, где число изучающих эсперанто очень заметно возрастало с 1975 г., после революции эсперантисты некоторое время (1982 г.) испытывали трудности из-за статей, в которых эсперанто подвергался нападкам как орудие бехаизма и сионизма. Но поскольку другие влиятельные газеты высказались об эсперанто весьма благожелательно, иранские эсперантисты могут сегодня продолжать свою деятельность: Esperanto — woko kaj kontraywoko. Historia skizo pri la Esperanto-movado en Irano: 1910–1984. — La Brita Esperantisto. 81. 1985. P. 91–93. 82. 1986. P. 106–108. Cм. также: Giorgio Silfer. Esperanto en Irano: la rolo de bahaismo. — Там же. 82. 1986. P. 131–132. Особняком стоит Румыния — страна, в которой власти упорно отказываются предоставить движению эсперантистов свободу действий.

Страницы раздела:
<1> <2> <3> <4> <5> <6> <7> <8> <9> <10> <11>