ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В истории нет недостатка в примерах того, как чинили помехи языку. Были даже попытки насильственно погасить жизнь языков. Запрету на преподавание и публичное употребление подвергались главным образом языки этнических меньшинств и колониальных народов. Обычно это было продиктовано опасениями властных структур правящей державы, что нежелательный язык служит говорящим на нем как средство социально-политического уклона или даже полного отделения от государства, в котором они составляют меньшинство.
Разумеется, клеймо «опасного языка» на эсперанто и преследования его сторонников во многом отличаются от других случаев языковой дискриминации. Сообщество говорящих на эсперанто было (и остается) разбросанным по всему миру; оно не знало за собой поддержки ни какого-либо государства, ни транснационального органа; оно лишь постепенно начало формировать зародыш собственной культуры; и — если судить по числу организованных членов — оно никогда даже не приближалось к характеру массового движения. Кроме того, одной лишь мечты о преодолении национальных границ, которая была главным двигателем международного распространения эсперанто, было недостаточно, чтобы существенно ослабить привязанность эсперантистов к своей нации.

Страницы раздела:
<1> <2> <3> <4> <5> <6> <7> <8> <9> <10> <11>