2.6. ЭСПЕРАНТО — ТОЛЬКО ЯЗЫК? (7)

То, что Гейдрих стремился искоренить эсперанто как таковой, а не только сделать невозможным его использование в политических целях, не соответствующих нацизму, яснее всего видно из внутреннего отчета на одиннадцати машинописных страницах от 8 июня 1940 г., составленного главным имперским управлением безопасности (Reichssicherheitshauptamt, с 1939 г. — центр полиции безопасности и службы безопасности), который резюмирует идеологическую позицию нацистов по отношению к эсперанто. Во вводной части можно прочесть о возникновении эсперанто следующее:
Из сионистского движения (Хавеве Цион[1]) происходит польский еврей Заменгоф, в свое время окулист в Варшаве. Он стремился осуществить мировое царство евреев по пророческому высказыванию Исаии 2, 2–4, т. е. мирное царство под еврейским правлением[2]. Всем народам предстояло добровольно подчиниться еврейству. Этой цели намечалось достичь «мирным» проникновением и разложением коренных народов. Средствами для Заменгофа служили безудержный пацифизм, новая основанная им религия — гомаранизм, как подготовительный этап к иудейской религии, а также изобретенный им всеобщий язык эсперанто, который через одни и те же тексты для людей всех народов, цветов кожи и климатических зон, через одни и те же воспитание, идеалы, убеждения и устремления постепенно должен был смешать все народы в одну кашу.

[1] Ошибочное написание, правильно — «Ховевей Цион» (Друзья Сиона).
[2] Намек на пророчество Исаии о будущем царстве вечного мира: «И будет Он судить народы, и обличит многие племена, и перекуют мечи свои на орала, и копья свои на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать». См.: Ветхий Завет, Книга пророка Исаии, 2, 4.

Страницы раздела:
<1> <2> <3> <4> <5> <6> <7> <8> <9> <10> <11> <12> <13> <14> <15> <16> <17>