2.9. ОТРЕЗВЛЯЮЩИЙ УРОК ДЛЯ НЕЙТРАЛЬНЫХ ЭСПЕРАНТИСТОВ(9)

Однако, хотя нейтральность помогала движению эсперантистов преодолевать неприязнь окружения, она в то же время способствовала фатальному недоразумению. А именно, она не проводила четкого различия между теми правительствами и идеологиями, которые, как, например, либеральная демократия, были носителями элементов, совместимых с гуманистической основой эсперанто, или по крайней мере относились к нему терпимо, и теми политическими движениями, программа которых прямо противоречила интернациональному мышлению и победа которых означала ослабление или даже потерю основных предпосылок для плодотворной деятельности на благо эсперанто. В свете такой позиции становится понятным тот факт, что в ответ на брань по адресу «еврейско-го всеобщего языка» ведущие функционеры нейтралистского движения эсперантистов поначалу удовлетворились тем, что просто включили пункт «Эсперанто и еврейство» в список предрассудков, которым следует давать отпор. Например, «Герольдо де эсперанто» полемически утверждала, что, по логике антисемитов, ругающих эсперанто, им «следовало бы отказаться и от противосифилисного лекарства “сальварсан”, изобретенного евреем Эрлихом»[1].

[1] Heroldo de Esperanto. 18. 1937. № 44 (951). P. 1. Ср.: Jung. Xiu — xiun. P. 262

Страницы раздела:
<1> <2> <3> <4> <5> <6> <7> <8> <9> <10> <11> <12> <13> <14> <15> <16> <17> <18> <19> <20> <21> <22>