1.8. БОРЬБА ПРОТИВ ЭСПЕРАНТО В ЛИГЕ НАЦИЙ (10)

После трехдневного обсуждения было принято компромиссное решение: доклад был одобрен как официальный документ Лиги с изъятием пятой части, содержавшей выводы и рекомендации, а вопрос о преподавании эсперанто в школах был передан в комиссию по интеллектуальному сотрудничеству.
Лорд Роберт Сесил, симпатизировавший эсперанто, призвал комиссию «помнить, что мировой язык нужен не только интеллектуалам, но прежде всего самим народам»[1]. Но на деле комиссия по интеллектуальному сотрудничеству была, надо полагать, самым неподходящим форумом для обсуждения вопроса об эсперанто — языке, который, как подчеркивал Нитобэ и чего опасался де Рио Бранко, не был в первую очередь средством общения интеллектуалов. Комиссия была учреждена в мае 1922 г. и состояла из 12 (потом 15) членов. Ее целью было воспитание в духе международной солидарности и укрепление влияния Лиги на службе делу мира.

[1] Там же. P. 167.

Страницы раздела:
<1> <2> <3> <4> <5> <6> <7> <8> <9> <10> <11> <12> <13> <14> <15> <16>