3.2. ЯПОНИЯ (4)

Чрезвычайную привлекательность эсперанто для прогрессивных умов, что стало неотъемлемой чертой японского движения эсперантистов, а также среду свободомыслия, открывшую двери для эсперанто, иллюстрирует тот факт, что зародыш радикального гуманизма — Общество новых людей (Синдзинкай), основанное в 1919 г. студентами престижного Токийского университета, в номерах своего журнала «Дэмокурасии» («Демократия») поместило на титульных страницах портреты Руссо, Толстого, Маркса, Кропоткина, Линкольна, Розы Люксембург — и Заменгофа. Издававшийся впоследствии журнал «Сэнку» (1920) имел подзаголовок «La Pioniro» («Пионер»). Эсперанто играл роль и в первом органе движения пролетарской литературы — «Танэмакухито», без ограничений соединявшем различные марксистские и немарксистские революционные течения, которые вскоре перестанут быть совместимыми. Один из его основателей, драматург Сасаки Такамару[1], с самого начала издания журнала в октябре 1921 г. в Токио ввел в употребление эсперантский подзаголовок[2] «La Semanto» («Сеятель») и часто помещал в нем материалы, популяризирующие эсперанто как язык связи мирового пролетариата[3].

[1] Takamaru Sasaki. Mia kawita vivo. Mallonga aytobiografio de iu neortodoksa esperantisto. Tokio, 1978.
[2] Подзаголовки на эсперанто, которыми другие культурные журналы украшали себя в 20-е и 30-е годы, показывают, какие идеи предпочтительно связывались с этим языком: «La Rekonstruo» («Перестройка»), «La Emancipo» («Эман¬с謬пация»), «Laborista Movado» («Рабочее движение»), «La Fronto» («Фронт»), «La Kritiko Socialista» («Социалистическая критика»), «Nigra Fronto» («Чер¬ный фронт»), «La Proleta Budismo» («Пролетарский буддизм»), «La Scienco Proleta» («Пролетарская наука»). В некоторых — например, последнем — были и страницы на эсперанто.
[3] Jean-Jac°ues Tschudin. Tanemakuhito. La premiиre revue de littйrature prolйtarienne japonaise. Paris, 1979. P. 31, 33, 47, 49–50.

Страницы раздела:
<1> <2> <3> <4> <5> <6> <7> <8> <9> <10> <11> <12> <13> <14> <15> <16> <17> <18> <19> <20> <21> <22> <23> <24> <25> <26> <27> <28> <29> <30> <31> <32> <33> <34> <35>