3.2. ЯПОНИЯ (34)

Несомненно, нейтрализм не был синонимом сопротивления национализму и милитаризму. Но нейтрализм ЙЭИ, часто считающийся бледным или даже аморальным, отнюдь не сводился к такому же бесхребетному поведению, как в других странах. Во всяком случае, во время войны он оказался предпочтительнее, чем духовное объединение японских эсперантистов под знаменем гомаранизма, потому что их слишком эмоциональное и идейно незрелое понимание гомаранизма не только не могло сопротивляться поглощению псевдоуниверсалистской идеологией японского империализма, но и легко поддавалось тому, чтобы давать идейную опору защитникам японского гегемонизма, которые часто прибегали к транснациональной риторике, чтобы создать видимость оправдания японской экспансии в Азии как альтруистской миссии на благо человечества[1].

[1] Такого «поглощения» не избежал и эсперантский журнал «Темпо» («Время»), выходивший в Киото в 1934–1940 гг. Он был по сути либеральным (многие номера были запрещены), но с 1937 г. все больше пытался миссионерскими заявлениями оправдывать японскую экспансию в Азии. См. переиздание всего комплекта Tempo, с послесловиями Нодзимы Ясутаро и Ульриха Линса (Nagoіa, 1982).

Страницы раздела:
<1> <2> <3> <4> <5> <6> <7> <8> <9> <10> <11> <12> <13> <14> <15> <16> <17> <18> <19> <20> <21> <22> <23> <24> <25> <26> <27> <28> <29> <30> <31> <32> <33> <34> <35>