3.2. ЯПОНИЯ (15)

Не вмешиваясь в политические и идеологические конфликты, ЙЭИ смог в 20-е годы достичь удовлетворительного прогресса. Эпизодические репрессии затронули прогрессивных эсперантистов, но не нейтральное движение. В 1919 г. Ямага Тайдзи, ученик Осуги, был осужден на три года лишения свободы за распространение нелегальной перепечатки анархистской брошюры «Евангелие сердца»[1]. В мае 1921 г. русский слепой поэт и эсперантист Василий Ерошенко, пользовавшийся большой популярностью среди японских левых, был изгнан из Японии за участие в первомайской демонстрации и во Втором съезде Японского социалистического союза[2]. По этому случаю токийская газета крупным шрифтом возвещала, что ЙЭИ «тайно пропагандирует политически опасные идеи от имени эсперантского культурного движения»[3], а у Осаки неоднократно проводились полицейские обыски. Имел место и такой факт, что в сентябре 1923 г. публичное выступление на тему «Космополитизм и эсперанто» было прервано полицейским, полагавшим, что речь идет об «опасных идеях»[4]. Но самому институту не мешали. Наоборот, после изгнания Ерошенко с удовлетворением было отмечено, что огласка этого дела пробудила любопытство к эсперанто среди населения. ЙЭИ сумел оградить себя если не от расхожих предрассудков («Эсперантисты — как арбузы: снаружи зеленые, а внутри красные»), то во всяком случае от правительственных преследований.

[1] Автором был французский анархист и эсперантист Поль Бертло. Ямага распространял перепечатку эсперантского перевода, вышедшего в 1912 г.
[2] Mine Јositaka. Skizo pri la vivo de V. Erowenko. — La tundro qemas. Verkoj de V. Erowenko. Toіonaka, 1980. P. 69–70. Сочинения В. Ерошенко (1890–1952) и о нем выходили на эсперанто, японском, китайском, украинском и русском языках.
[3] Verda Utopio. 3. 1922. P. 116.
[4] La Revuo Orienta. 1922. P. 162. Оратором был Сасаки Такамару.

Страницы раздела:
<1> <2> <3> <4> <5> <6> <7> <8> <9> <10> <11> <12> <13> <14> <15> <16> <17> <18> <19> <20> <21> <22> <23> <24> <25> <26> <27> <28> <29> <30> <31> <32> <33> <34> <35>