1.4. ИДЕЙНАЯ СТОРОНА ЭСПЕРАНТО (3)

С другой стороны, в середине первого десятилетия нового века казалось, что движение эсперантистов во многих странах уже достаточно стабилизировалось и больше не находится в зависимости от личности Заменгофа. Успех 1-го конгресса в 1905 г., который все эсперантисты считали воодушевляющей кульминацией своей предыдущей деятельности, натолкнул его на мысль, что одна его мечта уже исполнилась и теперь он может посвятить себя и межконфессиональному сближению людей. Участникам конгресса он прочитал свое стихотворение «Молитва под зеленым знаменем», которым он хотел выразить «естественную религию человеческого сердца»[1]. Овация, которой был удостоен Заменгоф после прочтения «Молитвы», поразила руководителей французского эсперанто-движения. Они не предвидели, что Заменгоф выступит подобно «еврейскому пророку»[2] и что на конгрессе будет царить почти религиозная атмосфера.
Французские эсперантисты еврейского происхождения старались охладить пыл Заменгофа; они чувствовали мало общего с восточноевропейскими евреями и, кроме того, после того как в 1906 г. Дрейфус был наконец реабилитирован, надеялись, что больше никто не осмелится оспаривать их принадлежность к французской нации. Эмиль Жаваль дружески объяснял Заменгофу, что у гиллелизма нет никаких шансов на признание во Франции; если учесть, что нужно по-прежнему скрывать еврейское происхождение Заменгофа, «пока не будет выигран главный бой», тем более опасно, даже гибельно было бы говорить о гиллелизме[3]. Заменгоф ответил, что он «будет действовать очень осторожно» и не станет публично проповедовать гиллелизм, пока он не «будет вполне уверен, что этот шаг не повредит эсперанто»[4].
Однако после новой волны погромов, потрясшей многие регионы России в октябре 1905 г., Заменгоф больше не мог выжидать. В январе 1906 г. в журнале «Русланда эсперантисто» появилась анонимная статья «Догмы гиллелизма»[5]; в марте за ней последовал переработанный текст — брошюра под названием «Гомаранизм»[6].

[1] Письмо к Мишо от 5.1.1905. – PVZ. Vol. VII. P. 10.
[2] Выражение Бурле, согласно: Leteroj. Vol. I. P. 175.
[3] Письмо Жаваля от 15.10.1905. – PVZ. Vol. ў. P. 197. Жаваль писал также: «Нам нужна была высочайшая дисциплина, чтобы скрыть от общественности ваше происхождение».
[4] Письмо Жавалю от 25.10.1905. — PVZ. Vol. VII. P. 197.
[5] PVZ. Vol. VII. P. 253–262.
[6] PVZ. Vol. VII. P. 275–285. Брошюра вышла в свет на двух языках в Петербурге, снова анонимно.

Страницы раздела:
<1> <2> <3> <4> <5> <6> <7>