1.9. БУРЖУАЗНЫЕ ЭСПЕРАНТИСТЫ В ОБОРОНЕ (7)

Комитет подчеркивал: «Если этот интерес могут подробно исследовать и благожелательно интерпретировать компетентные социологи, то он, быть может, получит конструктивное руководство для всеобщего блага; если же им пренебречь и отдать его расширение на откуп радикалам, то он послужит лишь раздуванию пламени большевизма»[1]. Весьма схожее понимание проблемы мы находим у Альберта Штехе, который уже в 1914 г. предупреждал против «вредных для народа и государства влияний» внутри движения эсперантистов и требовал:
Правительства и сообщества должны договориться и позаботиться о том, чтобы национально мыслящие граждане повсеместно могли бесплатно выучить эсперанто. Если этой возможности не будет, то желающие изучать язык пойдут, как мы можем наблюдать, на курсы к социал-демократам, где их воспитывают не только как эсперантистов, но и как социал-демократов[2].
После войны, с возникновением и ростом самостоятельного рабочего движения эсперантистов, предложение Штехе, чтобы во избежание радикализации эсперантистов правительства легализовали изучение языка, быстро утратило актуальность. Во всяком случае, благожелательное восприятие эсперанто рабочими скорее подавляло, чем поощряло кое-где, возможно, имевшуюся склонность правительств к поддержке движения эсперантистов.

[1] Цит. по: Albert Lйon Guйrard. A short historі of the international language movement. Ne± Јork, 1922. P. 185–187.
[2] Albert Steche. Der Siegezug des Esperanto. — Leipziger Tageblatt, 4 kaj 5 apr. 1914. Цит. по перепечатке в брошюре под тем же названием: Leipzig, б. г. P. 7.

Страницы раздела:
<1> <2> <3> <4> <5> <6> <7> <8> <9> <10> <11> <12> <13> <14> <15> <16> <17>