1.9. БУРЖУАЗНЫЕ ЭСПЕРАНТИСТЫ В ОБОРОНЕ (10)

Так что неудивительно, что тезисы Штехе о нейтрализации социальных конфликтов благодаря эсперанто рабочие-эсперантисты осудили как приманку капиталиста. Для них анахронизмом был и идеализм, высказанный Прива:
Эсперантизм — наименее «буржуазное» движение из всех возможных, но оно стоит вне и над всеми схватками между людьми, неважно — межнациональными или классовыми[1].
Теперь уже рабочие-эсперантисты ощущали себя подлинными хранителями эсперантской традиции и, используя эсперанто для дела социализма, полагали, что именно они находятся на правильном пути:
Что означает «социализм»? Если мы захотим заменить термин «социализм» другим словом, то лучше всего для этого подойдет «освобождение человечества», «счастье человечества». Но разве не идея счастья человечества лежит в основе эсперанто? Эту идею мы не выдвинули, мы лишь воспользовались ею. Выдвинул же ее... сам д-р Заменгоф[2].

[1] Edmond Privat. La 15 decembro 1859. — Esperanto. 17. 1921. P. 201. В 1924 г. 16-й Всемирный конгресс эсперантистов в Вене единогласно принял резолюцию, заявляющую, что «конгресс никоим образом не является буржуазным или рабочим конгрессом, а нейтральным конгрессом эсперантистов из всех классов»: Esperanto. 20. 1924. P. 148.
[2] F. Leuschner. Ўir und die Bьrgerlichen. — Der Arbeiter-Esperantist. 8. 1922. № 9. P. 10.

Страницы раздела:
<1> <2> <3> <4> <5> <6> <7> <8> <9> <10> <11> <12> <13> <14> <15> <16> <17>